Советы дефектолога

Деятельность учителя-дефектолога

Дошкольный возраст является одним из этапов для формирования умений и навыков, черт характера и личностных особенностей, раскрытия способностей и талантов ребенка. В таком возрасте дети активно познают мир и учатся с ним взаимодействовать. Однако в настоящее время увеличивается количество детей с особенностями психофизическими развития (далее «ОПФР»). И у таких детей возникает множество препятствий, так как их особенности затрудняют обучение, социализацию и взаимодействие со сверстниками. Дети нуждаются в коррекционно-педагогической помощи, которую оказывает учитель-дефектолог.

Деятельность учителя-дефектолога направлена на исправление и компенсацию нарушений, профилактику возникновения вторичных нарушений (осложнений), социализацию детей с ОПФР. Исходя из проведенного обследования, учитель-дефектолог определяет план коррекционно-педагогической помощи ребенку, создает специальные условия и подбирает приемы коррекционной работы.

Так, например, в задачи работы с детьми с нарушениями речи входит:

  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • коррекция звукопроизношения, развитие дыхания и голосовых функций;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • расширение и обогащение словарного запаса детей;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение грамоте;
  • профилактика и коррекция нарушений письма, чтения, счетных навыков;

Если ребенок вовремя – не преодолеет все трудности, возникшие в дошкольном возрасте, эти трудности будут преследовать его и в школе. Недостаточное развитие связной речи скажется на успеваемости по предметам, требующим пересказа такие, как история, география. Неумение различать на слух звуки приведет к тому, что ребенок будет путать буквы на письме и при чтении. Нарушение звукопроизношения может привести к проблемам в общении, возникнут комплексы, которые помешают ребенку в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 

– Учитель-дефектолог занимается только с детьми, у которых есть нарушения речи?

– Нет, он работает со всеми категориями детей с ОПФР: нарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, трудностями в обучении и тяжелыми множественными нарушениями.

Но в зависимости от тяжести нарушения, одни дети будут посещать пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), где учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия по преодолению относительно легких нарушений. А другие дети будут осваивать специальные программы. Для таких детей учитель-дефектолог проводит не только коррекционные занятия, но и занятия по образовательным областям (элементарные математические представления, развитие речи, развіцце маулення, подготовка к обучению грамоте).

 

 

Учитель-дефектолог Телевич Лада Геннадьевна

Речевые игры по дороге домой

«Речевые игры по дороге домой»

Вместе с увеличением количества детей с различными особенностями развития, увеличивается и значение совместной работы родителей и учителей-дефектологов. Это связано со стойкостью нарушений, причинами их возникновениями, наличием сопутствующих медицинских диагнозов и многими другими факторами. Поэтому учителя-дефектологи рекомендуют в домашних условиях закреплять умения, полученные на занятиях, с помощью различных заданий и упражнений. Но что делать, если не всегда получается выполнять эти рекомендации?

В таком случае помогают повседневные ситуации, в процессе которых можно заниматься развитием речи ребенка. Какие же это ситуации:

  • прогулки в различные заведения, возвращение домой;
  • поездки в транспорте;
  • приготовление приема пищи;
  • выполнение домашних дел;
  • рисование, лепка и другие продуктивные виды деятельности.

Но каким образом можно развивать речь?

Например, по дороге в сад вы увидели на ветках птиц. Посчитайте их следующим образом: одна птица, две птицы …. Или вы пришли из магазина, купив фрукты, овощи. Можно попросить ребёнка посчитать каждый фрукт, так как "забыли их количество". Когда ребенок начнет справляться с таким заданием без ошибок, то можно добавить прилагательные. Например, одно красное яблоко, два красных яблока, пять красных яблок.

Во время приготовления ужина спрашивайте ребенка о проведенном дне в саду. Задавайте наводящие вопросы, который помогут начать свой рассказ. Например, «Что тебе больше всего запомнилось сегодня? Про что вам рассказывали на занятиях? Что делали с дефектологом? Были какие-то интересные игры? Что кушали на завтрак, обед?» и т.д. Также можно просить ребенка подавать вам продукты. Описывайте их местоположение, например, «Огурцы лежат на нижней полке. Соус на второй полке слева» и т.д. Считайте столовые приборы, необходимые для сервировки стола. Например, «Одна вилка, две вилки …»

Во время поездок или прогулок описывайте предметы, например, "велосипед красный, у него есть 2 колеса, руль, педали, его используют для передвижения". Важно обращать внимание на правильное согласование слов. Можете описывать предмет по очереди, по одному предложению, чтобы ребенок осознавал, что вы так же участвуете в игре.

Для формирования умения употреблять предлоги необходимо использовать такие игры, как "прятки", "горячо-холодно". Важно спрашивать у ребёнка, где был предмет, откуда он его достал. В его ответе должен быть предлог (на, под, за, перед, в, из, из-под, из-за, с).

Для формирования умения образовывать относительные прилагательные можно использовать такую ситуацию: когда выходите на улицу и открываете дверь, спросите из чего она сделана. Например, дверь из дерева (она какая?) - деревянная. Для такого отлично подойдут походы в строительные магазины.

Для формирования умения образовывать притяжательные прилагательные можно использовать следующую ситуацию: во время обеда, используя столовые приборы, можно спросить, чьи они (папины, мамины). Или во время просмотра мультфильма с животными, спросите, чей хвост вы описываете следующим образом: рыжий, пушистый, а его хозяйка хитрая плутовка (лисий). Также подойдет посещение зоопарка. Там же можно повторить, как называют детенышей животных и как они подают голос. Например, овцы и козы блеют, собаки лают и т.д.

Для формирования умения использовать антонимы подходит игра «Наоборот». Например, вы идете с ребенком мыть руки. Включите холодную воду, спросите, какую еще нужно добавить воду? (горячую). Можно также говорить о смене погоды (солнечно-пасмурно), о чистоте и беспорядке (чистый-грязный), размерах вещей (большой-маленький) и т.д.

Таким образом, вы можете проводить время с пользой для формирования правильной речи.

 

свернуть

«Нарушения речи – что делать родителям»

Тема: «Нарушения речи – что делать родителям»

Консультация проходит в формате демонстрации виртуального диалога родителей и учителя-дефектолога.

  1. Нарушения речи и их влияние на жизнь ребенка

- Мой папа тоже поздно заговорил/заикался/плохо разговаривал и ничего, все хорошо в итоге…

- Раньше действительно могло так произойти, но это единичные случаи. Сейчас же, если вовремя не обратить внимание на речь ребенка, то велика вероятность возникновения «осложнений» в период школьного обучения, психологического дискомфорта во время общения со сверстниками, буллинга, проблем со здоровьем.

- Какие такие осложнения в школе?

- Возникновение дислексии и дисграфии.

- Какие сложные слова…

- Да, но представьте, как это влияет на ребенка. Речь идет о нарушении чтения и письма. А чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Дислексия и дисграфия часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации ребенка. Дислексия и дисграфия – это последствия тех нарушений речи, которые не были исправлены в период дошкольного возраста ребенка.

- Так это дефектолог плохо работает?

- Нет, дефектолог может работать с ребенком несколько лет, но результат будет небольшим. Почему же так бывает, я поясню. Дело в том, что существует ряд факторов, которые влияют на результат работы: степень тяжести, причина возникновения, осложнения, сопутствующие медицинские диагнозы и т.д.  Важна также включенность родителей в коррекционный процесс, но об этом чуть позже…

- Стало намного понятнее. Но вы еще говорили о влиянии нарушений речи на здоровье?

- Да. Рассмотрим несколько ситуаций.

Первая: у ребенка слабый мышечный тонус. Мышцы, которые удерживают наши губы сомкнутыми, слабые, и соответственно рот ребенка постоянно открыт. Теперь представьте ребенка, который постоянно дышит ртом в холодное время года. Этот ребенок будет болеть на постоянной основе, так как воздух, проходящий через рот, не согревается так, как должен при носовом дыхании. Следовательно, дыхательные пути переохлаждаются. Такая же проблема будет возникать, если у ребенка увеличены аденоиды и он дышит ртом.

Представим более осложнённый вариант данной ситуации: рот ребенка открыт – правильная позиция языка во рту не формируется (*в норме язык полностью прижат к небу, дыхание носовое) – язык выходит вперед, выталкивая зубы – сужаются челюсти (*в норме должно быть расширение и равномерный рост, так как язык не занимает необходимое положение – формируется неправильный прикус, например, между верхними и нижними зубами образуется пространство – нарушение жевание – нарушение целостности зубов – неудобство в употреблении пищи – нарушение деятельности ЖКТ – недостаток нужных элементов для роста и развития.

- А началось с неправильного дыхания…

Вторая ситуация:

 У ребенка повешенный мышечный тонус. Мышцы ребенка постоянно напряженны. Представьте такое, это приносит дискомфорт. Речь идет о не только о мышцах губ, языка, но и о мышцах диафрагмы (от ее работы зависит наше дыхание), голосового аппарата (на гортани могут появляться новообразования), рук и ног. А тело ребенка еще будет развиваться немалое количество лет, как думаете, как оно может развиваться в таких случаях? Это будет сказываться на росте и развитии ребенка, формировании осанки, прикуса, жевания, глотания, ощущении своего тела и т.д. А если начать думать о дальнейших последствиях? Например, нарушение осанки, что будет с позвонкам, нервам, передачей нервных импульсов? А что будет через 10-15 лет?

- Это даже страшно...

  1. «Триада успеха» или совместная работа учителя-дефектолога, ребенка и родителей

- Именно поэтому для преодоления речевых нарушений и им сопутствующим необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится немаловажная роль, так как ребенок проводит дома большое количество времени.

- Но дети ведь дети с 8 утра до 5 вечера в саду…

- Но есть еще вечера, выходные, каникулы старших детей, выходной одного из родителей в будний день, больничные. Если подсчитать, то времяпровождение в детском саду может стать небольшим. В обратном же случае может возникнуть феномен «кабинетной речи»: ребенок говорит правильно только в присутствии учителя-дефектолога, так как понимает, что его контролируют.

- Но ведь и воспитатели могут исправлять ребенка вне вашего кабинета?

- Конечно, мы работаем совместно с воспитателями, они так же обращают внимание на речь детей. Но это не значит, что ребенок будет контролировать себя дома.

15-30 минут несколько раз в неделю не дадут быстрых и глобальных результатов. Дети, которые выполняют рекомендации дефектолога дома вместе с родителями, старшими братьями или сестрами, гораздо быстрее преодолевают имеющиеся нарушения!

- Теперь все стало понятно. Мы обязательно будем заниматься дома! Спасибо!

 

 

свернуть