Финансовая грамотность дошкольников

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение.

Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности

  • познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
  • обогатить словарный запас дошкольника основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребёнка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания — важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому при организации образовательного процесса в области формирования финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достояниюматериальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

Решение вышеописанных образовательных и воспитательных задач может служить одним из основных показателей социального прогресса общества путем создания новых ценностных ориентиров.

Как обучить детей финансовой грамотности

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег;
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета;
  3. рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите;
  4. объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру);
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями;
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому;
  7. объяснить принцип накопления денег.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно разбираюсь в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы — тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно?»
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары — деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить..

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в рубле?» или «как собрать определённую сумму?». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала);
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры);
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»;
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку.

 Список использованной литературы:

  1. Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие. – 2006.– 84 с.
  2. Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6-летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №1. – С. 12–19. 
  3. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007. 
  4. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, Аверсэв. – 2019. – 416 с. 
  5. Шатова, А. Дошкольник и…… экономика./ А.Шатова // Обруч. – 1999. – №1.