Информационно - методический кабинет

Содержание микрокабинета музыкального руководителя

Содержание микрокабинета музыкального руководителя

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регулирующие деятельность музыкального руководителя.
  2. Научно-методическая литература (для разных возрастных групп), аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»; сценарии музыкальных мероприятий (праздников, развлечений); нотные наборы песен, музыкальных произведений, игр, плясок; рекомендации, памятки по проведению различных форм музыкального воспитания с дошкольниками и т.д.
  2. Картотеки музыкально-дидактических игр; сюжетных дидактических игр; сюжетных музыкальных игр; музыкальных упражнений и т.д.
  3. Материалы для организации занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»: записи программных произведений классической и современной музыки; игрушки и наглядные пособия по музыкальному воспитанию; портреты композиторов; картинки с изображением музыкальных инструментов; иллюстрации разных инструментальных составов; медальоны для драматизации песен; разные виды театров (театр рукавичек, брошек, театр на ложках, театр на коробочках и др.); карточки-модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки и др.
  4. Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
  5. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных музыкальных мероприятий; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации музыкального воспитания дошкольников и др.; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
  6. Музыкальные инструменты из нетрадиционного материала для проведения занятий и музыкальных мероприятий, индивидуальной работы с воспитанниками.
  7. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  8. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

 

свернуть

Примерное содержание микрокабинета руководителя физического воспитания

Примерное содержание микрокабинета руководителя физического воспитания

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие деятельность руководителя физического воспитания.
  2. Научно-методическая литература (для разных возрастных групп). Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Физическая культура»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Физическая культура»; сценарии мероприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья); разработки спортландий, развлечений спортивной направленности; подборки комплексов утренней гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки; рекомендации, памятки по проведению различных форм отдыха воспитанников; подборки загадок, считалок и т.д.
  2. Картотеки: подвижных игр; белорусских народных игр; дыхательной гимнастики; подвижных игр и физических упражнений на прогулке; спортивных игр; игровых упражнений спортивной направленности и т.д.
  3. Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
  4. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных мероприятий активного отдыха; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации физического воспитания дошкольников; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
  5. Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения занятий и мероприятий активного отдыха, индивидуальной работы с воспитанниками.
  6. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  7. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета

свернуть

Примерное содержание микрокабинета воспитателя дошкольного образования

Примерное содержание микрокабинета воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие организацию образовательного процесса.

  2. Научно-методическая литература (официально утвержденная либо допущенная в качестве соответствующего вида учебного издания МО Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования), художественная литература (для своей возрастной группы)

  3. Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы): конспекты занятий; сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям; наглядные учебные пособия для педагогов; учебные пособия для воспитанников; рекомендации, памятки; таблицы, рисунки, модели; паспорта комнатных растений; подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.; картотеки (дидактических игр, подвижных игр, театральных игр, белорусских народных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, опытов и экспериментов, сюжетно-ролевых игр, интеллектуально-творческих игр, игровых упражнений и т.д.

  2. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования); тематические плакаты («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.); цифры и счетный материал; наборы геометрических фигур разного размера и цвета; разрезные картинки и т.д.

  3. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства): материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности), трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.; образцы работ; рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства; конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности; произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна; альбомы с рисунками и фотографиями различных построек; материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.); природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.); поделки из природного и бросового материала; бумага разной фактуры; альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  4. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки деловых игр, совместных развлечений; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров; советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.; образцы анкет на различную тематику; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  5. Дидактические игры, пособия и методические материалы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, развитию речи, формированию элементарных математических представлений у воспитанников, экологическому воспитанию и др.

  6. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).

  7. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.
свернуть

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии
Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?
Чем же технология отличается от методики?
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Изученная и апробированная на практике методика переходит на уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.
Структуру образовательной технологии составляет:
концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного процесса (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию образовательного стандарта дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
физкультурно-оздоровительные;
проектной деятельности;
исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
игровую;
ТРИЗ;
коррекционные и др.
В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.
 
Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.
Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании

Глазырина Л.Д. «Технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей»;

Шебеко В.Н. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности»;

Шишкина В.А. «Технология двигательного развития детей дошкольного возраста»

Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников»;

Дубинина Д.Н. «Технология процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;

Ходонович Л.С. Технология «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;

Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Технология формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;

Житко И.В. «Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольников»;

Пашко В.Л. «Технология развития метафоричности речи детей старшего дошкольного возраста»;

Косенюк Р.Р. «Технология педагогической поддержки детей от рождения до трех лет в «Материнской школе»»

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

Современные информационно-коммуникационные технологии поддержки участников образовательного процесса

Технологии исследовательской деятельности

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)-технология развития творческой личности

Педагогическая система Марии Монтессори

«Первый шаг» – технология открытой модели семейно-общественного воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Педагогическая технология «Метод проектов» (Дж. Дьюи, В. Килпатрик)

свернуть

Анализ и самоанализ занятия

Анализ и самоанализ занятия
 
Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их познавательных потребностей.
Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения. На занятии выделяют три основные части: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.
На данном этапе занятия методы и приёмы индивидуализируются и дифференцируются в соответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Обращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения пе­дагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.
Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важно учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.
Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неу­довольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» — эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.
 
В ходе самоанализа рекомендовано затронуть следующие моменты содержания:
1 вариант.

Общая характеристика группы детей, в которой проводится занятие: длительность работы с данным возрастным составом детей, уровень интереса детей, их познавательных возможностей и особенностей, уровень сформированности коллектива, навыки взаимодействия в группе между собой в процессе обучения.

Оценка предварительной работы с детьми в рамках проводимой темы занятия, связь темы с другими в рамках программы (в первую очередь с предыдущей и последующей с ней).

Соблюдение требований, предъявляемых к проведению занятий: общие, гигиенические, воспитательные, дидактические, развивающие, требования сотрудничества, «экология» занятия.

Оценка способов организации деятельности детей на занятии (индивидуальная, групповая, фронтальная и их рациональное чередование на разных этапах занятия).

Подготовка воспитателя к занятию, характеристика используемых дидактических и раздаточных материалов и пособий, средств обучения, разных видов наглядности и их эффективность.

Анализ задач программного содержания занятия: образовательные, воспитательные, развивающие, их взаимосвязь и определение главной (ведущей). Формулировка специальных задач, связанных со спецификой занятия.

Глубина реализации поставленных задач в процессе проведения занятия, выбор оптимальных методов и приемов достижения запланированных целей деятельности (наглядные, словесные, практические, игровые, методы стимулирования, проблемно-поисковые методы и др.)

Факторы, влияющие на выбор методов обучения

Анализ структуры занятия (вводная часть: ее длительность, настрой детей на работу, умение заинтересовать, перевод целей деятельности педагога в цели деятельности детей; основная часть: ее длительность, рациональность перехода от одних задач к другим, логическая завершенность частей, методы и приемы обучения; заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка результатов деятельности детей, анализ продуктов детской деятельности)

Оценка взаимодействия воспитателя с детьми на всех этапах занятия, осуществление индивидуального подхода к отдельным категориям детей, способы привлечения их к коллективной работе. Реализация личностно ориентированного подхода на занятии (свобода выбора деятельности, партнера по игре).

Педагогическая оценка деятельности и поведения детей на занятии. Использование методов поощрения и соревнования детей.

Оценка степени удовлетворенности педагога от проведенной работы.

2 вариант.
 
Характеристика детей группы
Групповая дифференциация;
Уровень сформированности мыслительных операций;
Группа детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке;
Одаренные и способные дети, их потребности в процессе обучения.
 
Тема и задачи занятия
Тема занятия (полная формулировка);
Задачи образовательные;
Задачи развивающие;
Задачи воспитательные.
 
Обзор занятия (характеристика всех этапов занятия)
Подход к подбору содержания материала для каждого этапа занятия (с учетом уровня развития мыслительных операций у детей);
Структура занятия с учетом особенностей восприятия;
Использованные методы и приемы обучения. Их эффективность;
Характеристика уровня сложности конкретных заданий;
Формы работы на занятии, их эффективность; оборудование занятия, его назначение;
Психологические подходы на конкретных этапах занятия с конкретным ребенком;
Уровень активности, внимания и работоспособности группы и отдельных детей на каждом этапе занятия; способы их поддержки;
Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на занятии;
Оценка уровня знаний детей;
Пути устранения перегрузки на занятии.
 
Подведение итогов
Решение поставленных задач;
Недостатки в организации;
Оценка деятельности детей;
Психолого-педагогический контакт с детьми;
Эффективность занятия.
 
Важным моментом является выдержанность времени занятия с учетом возраста детей, оценка внешнего вида воспитателя дошкольного образования, его стиля общения с детьми.
Самоанализ занятия является одним из компонентов профессиональной педагогической культуры воспитателя дошкольного образования, позволяет взглянуть на результат своей работы с разных точек зрения.
свернуть

Рекомендации для воспитателя дошкольного образования по подготовке и проведению занятия

Рекомендации для воспитателя дошкольного образования
по подготовке и проведению занятия
Подготовка к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
При подготовке к занятию необходимо следовать следующему алгоритму действий:
определить программные задачи, форму проведения занятия;
составить план – конспект, который включает в себя программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные), оборудование (демонстрационный и раздаточный материал), предварительную работу с детьми (если необходимо), ход занятия;
методические приёмы.
наметить методы и приёмы,
детально продумать ход занятия.
В качестве источников при планировании допускается использование изданий, официально утвержденных либо допущенных Министерством образования Республики Беларусь.  
! ВАЖНО! Не механически переписывать информацию из источника, а применять творчески, преломляя программный материал с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия (желательно с вечера предыдущего дня) отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического и раздаточного материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заблаговременно)
Подготовка детей к занятиям
Создать интерес к предстоящей работе
Предупредить детей о начале занятия минут за 10, чтобы они успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом виртуальной экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.
Тщательная подготовка к занятию придает педагогу уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Важно, чтобы педагог во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей предпосылки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
В ходе занятия педагог предлагает новый материал в строгой логической последовательности. Но любое изучение материала (особенно нового) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.
При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.
В каждой возрастной группе количество занятий и их продолжительность регламентируется учебным планом, учебной программой дошкольного образования, санитарными нормами и правилами.   
Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения, их место в образовательном процессе.
В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 
Форма организации детей на занятия может быть различной: дети сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.
Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группах детей дошкольного возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
В конце занятия с детьми дошкольного возраста формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.
свернуть

Этапы планирования специально организованной деятельности. Примерное планирование нерегламентированной деятельности

Этапы планирования специально организованной деятельности
Разработка системы занятий по теме или разделу.
Определение темы и ведущих понятий занятия.
Определение триединой дидактической цели занятия, задач на основе учебной программы дошкольного образования, уровня развития детей.
Подбор литературы по теме.
Подбор игр и упражнений, для реализации поставленных задач.
Выбор формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение своего свободного места и всех возможных перемещений в процессе занятия.
Конкретизация дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.
Продумывание форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования или последовательности.
Проектирование начала занятия, его хода и окончания.
Формулирование заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
Предусматривание логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной длительности.
Продумывание разнообразных методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
Предусматривание индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), физкультминуток и др.
Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.
Подготовка конспекта занятия.
Примерное планирование нерегламентированной деятельности
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
В разделе «Общение» планируются: беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей); рассказы (из опыта); коммуникативные ситуации; этюды; ситуации невербального общения; объяснения; пояснения;
В разделе «Игровая деятельность» планируются: дидактические игры; сюжетно – ролевые игры; настольно – печатные игры; словесные игры; развивающие игры; строительные; народные; компьютерные; режиссерские
В разделе «Познавательная практическая деятельность» планируются: наблюдения; опыты; эксперименты; обследование предметов, местности; ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
Художественно-речевая и театральная деятельность: чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов); слушание художественных произведений в грамзаписи; воспроизведение; составление рассказов (творческих, описательных); речевые упражнения; знакомство с разными видами кукольных театров; драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров); инсценировка;
Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность: рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы); рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства; отработка приемов рисования; отработка техник изображения; изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
Музыкальная деятельность: развлечения; игра на музыкальных инструментах; подготовка к праздникам; слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
выполнение под музыку музыкально-ритмических движений.
В разделе «Трудовая деятельность» планируются: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком); культурно-гигиенические навыки.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППЫ
В разделе «Общение» планируются: беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей); рассказы (из опыта); коммуникативные ситуации; этюды; ситуации невербального общения; объяснения; пояснения;
тренинги.
В разделе «Игровая деятельность» планируются: дидактические игры; сюжетно – ролевые игры; настольно – печатные игры; словесные игры; развивающие игры; строительные; народные; компьютерные; режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются: наблюдения; опыты; эксперименты; составление схем-моделей; обследование предметов, местности; ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности; составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
Художественно-речевая и театральная деятельность: чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов); придумывание загадок, сказок; слушание  художественных произведений в грамзаписи; воспроизведение; составление рассказов (творческих, описательных); речевые упражнения; знакомство с разными видами кукольных театров; драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров); инсценировка; подготовка спектаклей Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность: рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы); рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства; рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции); изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению); отработка приемов рисования; отработка техник изображения; изготовление поделок (из природного, бросового материалов);
Музыкальная деятельность: развлеченияигра на музыкальных инструментах; подготовка к праздникам; слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
выполнение под музыку музыкально-ритмических движений.
В разделе «Трудовая деятельность» планируются: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд; совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком); культурно-гигиенические навыки.
свернуть

Планирование образовательного процесса

Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования
развернуть
Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали  потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с воспитанниками на каждый день недели;

перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:
краткость плана, его компактность, гибкость;
детализация  плана  в  зависимости  от  образования,  педагогического  опыта  и  индивидуального  стиля деятельности педагогического работника;
целенаправленность и конкретность образовательных задач;
согласованность плана с деятельностью учреждения;
сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
преемственность, систематичность и последовательность;
оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
единство целевой установки и условий реализации;
знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.
В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:
специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие);
нерегламентированная деятельность воспитанников.

Специально организованная деятельность планируется по следующим образовательным областям:

«Физическая культура»;

«Ребенок и общество»;

«Элементарные математические представления»;

«Ребенок и природа»;

«Развитие речи и культура речевого общения»;

«Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализуется в нерегламентированной деятельности. Со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания осуществляется в специально организованной деятельности);

«Подготовка к обучению грамоте» (реализуется в группе старшего дошкольного возраста);

«Изобразительное искусство»;

«Музыкальное искусство»;

«Художественная литература» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском языках.).

При планировании специально организованной деятельности определяются ее тема и цель в течение недели.
В содержание планирования включаются:

образовательная область и вид занятия;

тема занятия;

программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

источники планирования.

методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

Нерегламентированная деятельности включает в себя следующие виды детской деятельности:

общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации);

игра (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста) (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

художественная (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка, рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации);

трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание).

Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнедеятельность детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста включает следующие структурные компоненты:
  1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

  2. Научно методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).

  3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)). Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования.

  4. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).

  5. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

  6. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых):

Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики.
Физкультурный досуг (1-2 раза в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах), физкультурный праздник (4 раза в год в средних и старших группах), день здоровья (4 раза в год в средних и старших группах).
Самостоятельная двигательная активность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
  1. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования.

  2. Нерегламентированная деятельность воспитанников.

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научно-методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
 
свернуть

Самообразование

 

 

       САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

 

        Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

                                          Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

 

Темы по самообразованию

    Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности , а можно выбрать её самому.

       Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

 

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

            Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

 

            Советы педагогам,занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

Тест для самодиагностики

                 Тест для самодиагностики: личная  заинтересованность педагога в   саморазвитии

 

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Осмысливаю свою деятельность.
  6. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  7. Я открыто обсуждаю интересующие  меня темы,прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  8. Стараюсь сохранять веру  в свои силы  и возможности.
  9. Стараюсь добиваться положительного результата в своей  деятельности.
  10. Мне нравится изучать и познавать всё новое. 

Результат:  большая часть положительных ответов дают основание сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самообразованию.

 

          Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии.

свернуть

Самообразование. Рекомендации

Самообразование

 
Самообразование – это целенаправленная многогранная и разноплановая деятельность педагога по расширению и углублению своей профессиональной компетентности. Данная деятельность включает в себя такие формы работы, как изучение нормативных правовых документов, научно-методической литературы, эффективного педагогического опыта, посещение различных методических мероприятий, анализ своей деятельности и ее результатов, повышение квалификации в учреждениях образования для взрослых. Педагог выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Тема самообразования должна быть нацелена на конкретный результат, качественно новый уровень, а выбранная тематика при этом должна быть актуальной и органично вливаться в педагогический процесс всего учреждения дошкольного образования в целом.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов соответственно опыту и педагогическому стажу, можно выделить следующие цели при определении тематики самообразования.
Для педагогов без специального образования:
овладение методикой дошкольного образования при организации образовательной работы с детьми;
адаптация к педагогической деятельности.
Для молодых специалистов:
осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
формирование основ педагогического профмастерства;
развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативности форм и методов работы с детьми;
формирование умений анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике;
активизация творческих способностей педагога.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
Развитие способностей к проектированию собственной профессиональной деятельности в контексте тенденций развития системы дошкольного образования и социального заказа родительской общественности;
проявление творческого потенциала педагога и пропаганда личных профессиональных достижений;
развитие исследовательской деятельности.
Как и любая деятельность, самообразование предполагает ведение педагогом определённой документации, где обязательным компонентом является план работы по самообразованию на учебный год. Планирование помогает оптимально организовать предстоящую деятельность по выбранной теме, и включает в себя мероприятия с воспитанниками, законными представителями,  педагогическими работниками и другие компоненты процесса самообразования (например, прочитав по теме самообразования книгу, статью, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Документацию по самообразованию необходимо оформить, выделив следующие разделы:
Титульный лист. (Приложение 1)
На титульном листе должно быть:
а) Полное наименование учреждения
б) Тема самообразования
в)  Ф.И.О., должность педагогического работника
Содержание.
Актуальность (ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся).
Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).
Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?).
Ожидаемые результаты.
План работы (составляется на учебный год). (Приложение 2)
Методические продукты по теме самообразования.
Отчёт о самообразовании.
Список литературы
Этапы и содержание деятельности педагога по самообразованию.
  1. Информационно – подготовительный этап.
Определение и формулировка темы самообразования. Изучение научно-методической литературы, периодической печати. Знакомство с эффективным опытом коллег. Создание картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.
  1. Практический этап.
Составление картотек игр и упражнений, разработка схем, моделей, алгоритмов, конспектов занятий для воспитанников, разработка консультаций, рекомендаций, памяток для педагогических работников и родителей (законных представителей). Разработка календарно- тематического плана, подбор методов, приемов для развития обучающихся. Разработка проекта, методических продуктов. Составление опросников, анкет.  Создание фотоальбома или видеофильма по проблеме. Создание собственных методических пособий, дидактических игр, атрибутов. Участие в работе научно-практических конференций, семинаров и др.
  1. Аналитико-прогностический этап (отчет).
Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это презентация проекта на мастер-классах для других специалистов. Также сюда относится представление опыта работы на педагогических советах, методических формированиях, конференциях, семинарах по обмену и обобщению педагогического опыта. Это проведение открытых занятий (коллективных просмотров), составление альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки продуктов творчества воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относится участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих фестивалях, внедрение в образовательный процесс проектов, методических разработок, методических пособий. Это может быть составление сборника консультаций для родителей или педагогических работников, ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования, участие в неделе педагогического мастерства, а также анализ взаимопосещений, накопленных видео- и фотоматериалов.
Анализируя процесс самообразования при составлении творческого отчета по результатам самообразования необходимо придерживаться определенному алгоритму. Указать тему самообразования, какие цели и задачи были поставлены. Прописать в какой мере план самообразования сочетался с общей деятельностью и годовыми задачами учреждения дошкольного образования. Обязательно указать, в какой степени реализованы запланированные мероприятия. Также необходимо указать изученную научно-методическую литературу, чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался. В заключении необходимо сформулировать практические выводы, результаты деятельности педагога по самообразованию и прописать вопросы, которые возникли в процессе изучения темы самообразования. В завершении необходимо указать задачи на предстоящую деятельность по самообразованию на следующий учебный год.
Перечень тем по самообразованию является общим для всех педагогических работников. Различия определяются особенностями, характерными для возраста воспитанников. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент будет сделан на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму. Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица. (Приложение № 3)
Процесс самообразования и самосовершенствования, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к формальному заполнению тетрадей и отчётов. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свою профессиональную компетентность, пополнить педагогическую копилку, найти эффективные, приоритетные для себя формы, методы и приемы работы с воспитанниками и их законными представителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, в процессе самообразовательной деятельности у педагога формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается его творческий потенциал.
Примерная тематика по планированию деятельности по самообразованию в соответствии с возрастом воспитанников.
Первая и вторая младшая группы:
Инновационные методики раннего развития.
Интегрированные занятия во второй младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание детей средствами устного народного творчества в младшем дошкольном возрасте.
Развитие познавательной активности воспитанников в раннем дошкольном возрасте.
Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста.
Развитие математических представлений у воспитанников второй младшей группы.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Развитие представлений воспитанников второй младшей группы о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
Средняя группа:
Театрализованная деятельность.
Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы.
Речевые игры, как эффективное средство формирования целостности представлений воспитанников об окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
Развитие познавательной активности средствами математики.
Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.
Старшая группа:
Внедрение интерактивных методов в образовательный процесс в учреждении дошкольного образования.
Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
Художественно-эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста посредством регионального компонента.
Дидактическая игра, как средство формирования безопасной жизнедеятельности.
Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о малой родине у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование безопасной жизнедеятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием пособия «Лэпбук».
Процесс обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Развитие экологической культуры старших дошкольников.
Основы нравственного воспитания.
Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников старшего дошкольного возраста с иностранным языком (английский язык).
Правовое воспитание воспитанников.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
Формирование у воспитанников представлений о космосе.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
Преемственность учреждения дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования.
Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи.
свернуть

Электронная библиотека

Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 11.05.2017 № 46, (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся.
В работе аттестационной комиссии учреждения образования используются также следующие нормативные правовые акты:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании;
2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 06.06.2016 № 26) «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих»;
3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в
постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля
2001 г. № 53».
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
от 02.06.2009 № 36 (ред. от 27.07.2017 г. № 94) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики
Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее –
ОКРБ);
5. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от
19.01.2009 г. № 4 (ред. от 26.07.2018 г. № 154) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях». 

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен.

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

свернуть