Что делает учитель-дефектолог в детском саду?
Деятельность учителя-дефектолога
Дошкольный возраст является одним из этапов для формирования умений и навыков, черт характера и личностных особенностей, раскрытия способностей и талантов ребенка. В таком возрасте дети активно познают мир и учатся с ним взаимодействовать. Однако в настоящее время увеличивается количество детей с особенностями психофизическими развития (далее «ОПФР»). И у таких детей возникает множество препятствий, так как их особенности затрудняют обучение, социализацию и взаимодействие со сверстниками. Дети нуждаются в коррекционно-педагогической помощи, которую оказывает учитель-дефектолог.
Деятельность учителя-дефектолога направлена на исправление и компенсацию нарушений, профилактику возникновения вторичных нарушений (осложнений), социализацию детей с ОПФР. Исходя из проведенного обследования, учитель-дефектолог определяет план коррекционно-педагогической помощи ребенку, создает специальные условия и подбирает приемы коррекционной работы.
Так, например, в задачи работы с детьми с нарушениями речи входит:
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- коррекция звукопроизношения, развитие дыхания и голосовых функций;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- расширение и обогащение словарного запаса детей;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- обучение грамоте;
- профилактика и коррекция нарушений письма, чтения, счетных навыков;
Если ребенок вовремя – не преодолеет все трудности, возникшие в дошкольном возрасте, эти трудности будут преследовать его и в школе. Недостаточное развитие связной речи скажется на успеваемости по предметам, требующим пересказа такие, как история, география. Неумение различать на слух звуки приведет к тому, что ребенок будет путать буквы на письме и при чтении. Нарушение звукопроизношения может привести к проблемам в общении, возникнут комплексы, которые помешают ребенку в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
– Учитель-дефектолог занимается только с детьми, у которых есть нарушения речи?
– Нет, он работает со всеми категориями детей с ОПФР: нарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, трудностями в обучении и тяжелыми множественными нарушениями.
Но в зависимости от тяжести нарушения, одни дети будут посещать пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), где учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия по преодолению относительно легких нарушений. А другие дети будут осваивать специальные программы. Для таких детей учитель-дефектолог проводит не только коррекционные занятия, но и занятия по образовательным областям (элементарные математические представления, развитие речи, развіцце маулення, подготовка к обучению грамоте).
Учитель-дефектолог Телевич Лада Геннадьевна